Поиск
  • Мария Ракитина Клинический психолог

Психосоматика: верить или не верить (ответ на вопрос)

Пост обновлен янв. 16

Продолжаю делиться ответами на вопросы слушателей моей школы психосоматики, которые могут быть интересны для многих. Этот вопрос касается отношения людей к психосоматическому подходу: Стоит или не стоит навязывать другим людям взгляды, которые изменили вашу жизнь к лучшему?



Вопрос:


«Маша, как людям объяснять психосоматику? Многие в это не верят. Какие материалы и объяснения я могу дать, чтобы логически разъяснить, как и почему это работает и почему это стоит применять? …»


Мой ответ:

Твой вопрос поднимает две темы:


Первый – твое личное отношение к психосоматическому подходу.


Второй - внятная теория для подхода, который стал частью твоего мировоззрения и изменил твою жизнь к лучшему.


1. Личное отношение определяет мир вокруг.

Мой опыт показал неоднократно, что личное отношение определяет всё, что ты видишь по этому вопросу вокруг, в частности, отношение к этому других людей. За этим целая теория проекций и зеркал стоит, при желании можно познакомиться. Скрытые аспекты моего отношения к чему-то вроде и не видно на первый взгляд, но оно транслируется повсеместно. И если вдруг я замечаю людей, которые сомневаются в чем-то, и (важно!) начинаю на это эмоционально реагировать, я спрашиваю себя: А как я к этому отношусь на самом деле? Что заставляет меня сомневаться в этом до сих пор? Достаточно ли я получила опыта для включения этого подхода (этой идеи, мысли, метода и пр.) в мое мировоззрение? Что мне нужно еще - увидеть, понять, разобраться, проверить - чтобы самой доверять этому на 100% ?

Мир - зеркало. Разберись - что в нем отражается. Запиши это и один за другим закрой эти вопросы внутри себя самой, сделав окончательный выбор на данный момент времени. И ты увидишь соответствующее отражение во внешнем мире.


2. Внятная теория изначально рождает доверие.

В дальнейшем она проходит проверку опытом. Опыт формирует личное отношение.

Если мне что-то кажется не внятным, я даже на этом не остановлюсь и не буду проверять. Если я обнаружу в этом смыслы, я буду их проверять. Поэтому да, теория важна. Но без проверки – она по сути так и останется пустой информацией.

Знания = информация + опыт.

Теория – это информация.

Внятная теория – это информация, к которой хочется добавить опыт.

Я никогда не говорю людям: "Поверь, мир устроен вот так".

Я говорю: «Я сморю на это вот так, потому что это прошло проверку моим опытом».

Недавно в психосоматической группе моя любимая и уважаемая коллега написала мне: «Спасибо тебе, за твой опыт в теме психосоматики и за твою верность личному опыту в спорных аспектах в сообществе. Это очень поддерживающе для меня…»

Ее слова отражают мой подход, который поддерживает и меня тоже. Опыт – это то, что даёт устойчивость в вопросах.


О психосоматической теории.

Психосоматичекий подход существовал всегда, он, вместе с анатомическим подходом, стоял у истоков западной медицины, назывался целостным (холистическим) подходом школы Гиппократа и зафиксирован аж у античных греков (Гиппократ, Сократ, Платон).


Дальше психосоматический (он же - целостный = лечим человека в целом) подход уступил место анатомическому подходу (= лечим анатомический орган, психику не трогаем). Это определено этапом развития человечества, соотносится по времени с научно-технической революцией, когда материально-научная парадигма временно становится важнее духовной и туда направляется внимание и поддержка финансов и властей.


Тем не менее о связях психики и тела человечество не забывало никогда – это невозможно, мы едины, эта связь заложена в нас (и ты даже знаешь, в каком отделе мозга), и она в тысячах моментов более чем очевидна. Просто отношение человека к этой взаимосвязи психики и тела определено тем, какому мифу конкретный человек сейчас отдает предпочтение.


Создание внутренних мифов (как это устроено) - это та особенность, которая появилась у Homo Sapienca в отличие от других Homo (неандертальца, денисовского человека и пр.) - об этом можно почитать, если интересно, скажу где. У человекообразной обезьяны появляется особый отдел в мозге, который создает иллюзии, фантазии, мифы. Предположений – зачем это было нужно на данном этапе эволюции – выдвигалось много, здесь это неважно, здесь важно, что мы создаем мифы и принимаем их за реальность. Приняв какой-то миф, например, анти-психосоматический, человек будет его защищать, «не жалея живота своего» пока не получит другой опыт или по какой-то причине не начнет искать что-то новое, то есть пока не примет другой, более полезный для него МИФ.


Мы легко принимаем новый миф, только если:

первое - он кажется нам полезным и теоретически внятным,

второе - если он проходит проверку опытом, пусть частичным, не глобальным, но подтверждающим полезную теорию.


Всё это процесс личного поиска.

Переубедить человека и внушить ему свой миф - дело неблагодарное и ненужное - на его мифе выстроена личность, отношение ко многим вещам. А если внутренняя картина касается жизни и здоровья? Представляешь? На ней ведь висит вся внутренняя система безопасности человека!! Как можно это тронуть без последствий? Только в экстремальной ситуации, например, когда на больничной койке на карту поставлена жизнь, и старые мифы уже не работают. И то…


Прожив в мифе какое-то время, человек может застрять в нем навсегда, пытаясь, переходом в новое мышление, избежать разочарования. Видов разочарования два.


Первое – «ощущение дурака»: «я думал я знаю, как устроен мир, жил исходя из этого, если я приму другую точку зрения, значит я все это время ошибался».

Колумб вон до конца жизни не признал, что открыл новый континент. Он цеплялся за мысль, что высадился у остовов побережья Азии, назвал индейцев Америки индусами. Поверить в том, что он открыл огромный континент, значило для него поверить в свое многолетнее невежество, в то, что знания, исходя из которых он жил, не были верны.


Второе – «крушение надежд»: «а вдруг это не сработает, и я лишусь этой надежды, лучше я не буду пробовать, но оставлю себе такой призрачный, непроверенный шанс на…»


Культура, власть, родовые, семейные и другие системы предлагают нам множество мифов, которые мы не подвергаем абсолютно никакой проверке. Нам эти знания уже дают с грифом «ПРОВЕРЕНО». Мы принимаем мифы без независимой или личной проверки, принимаем на веру и начинаем защищать.


Например, наука дает нам доступ к опыту, который люди приобретают вместо нас и передают нам в пользование:

«Держите, мы проверили эту информацию, опираясь вот на эти стандарты – если доверяете стандартам, используйте это как свой опыт, переведя пустую информацию в знания».


За это науке, кстати, огромное спасибо! Другое дело, что научное исследование со времен перехода человечества на научно-технические рельсы, редко бывало и бывает независимым. Оно получает финансирование, только если это выгодно капиталу, предпринимателям или властям. Сама по себе наука деньги не генерирует, она зависима. Для независимого научного исследования нужен или фанатик, а их единицы, или альтруистический настрой в каком-то вопросе богатого человека или государства, чего тоже единицы. В целом же наука не может устанавливать себе приоритеты, она «связана с денежным насосом капитализма», наблюдения это подтверждают. Отсюда мы получаем эту общую истерию о прививках, фармакологической мафии и пр.


Мне в силу состояния здоровья в определенный момент понадобился новый взгляд на болезни. Старые, проверенные кем-то до меня теории не приводили к здоровью. И я уцепилась за то, что все может быть вообще не так, как я смотрела на болезнь до этого. Эта психосоматическая информация была для меня полезной, поэтому я стала ее проверять. Сработало. Потом еще раз и еще раз. Потом у других людей. Потом дополнилась и расширилась. Она стала частью моих новых ЗНАНИЙ = проверенной информации. Мне не надо ее никому доказывать. Это то же самое, что доказывать, что у меня черный цвет волос. Или что я женского пола. Для меня это очевидно.


Сейчас психосоматический взгляд на симптомы болезни, по крайней мере в моих кругах, никакого шока не вызывает. Связь эмоции и тканей тела уже с прошлого века ясна физиологически. Открытия нейрофизиолога Поля Маклина, выводы профессора Давыдовского, открытия доктора Хамера - все это сделано в середине 19 века и физиологически доказывает связи психики и тела. Опираясь на эти выводы и открытия, интенсивно развиваются многие направления психосоматической помощи, главная задача которых - помочь человеку выздороветь через осознание. Прежде всего, осознание себя «создателем симптома» (я – причина симптома, а не следствие), а также осознание самого психосоматического механизма заболевания = какое переживание так сказалось на теле и почему. И этому уже служит большое количество всевозможных методов, включая Биологику, Исцеление воспоминанием, ЭОТ, телесные направления разные и так далее.


Неважно, каким методом работаешь именно ты в области психосоматики, каждый выбирает то, что ему ближе и что, по его опыту, работает лучше всего. Важно, что ты видишь взаимосвязь психики и тканей тела и предлагаешь это увидеть человеку. Кому нужно, тот увидит. Это будет то новое, что может изменить жизнь, как изменило твою, убрав страхи и восстановив ткани. Ставить для себя задачу – убедить человека в том, что это работает – не нужно, это не поможет никому. Живи это сама, проявляй это своей жизнью и тогда человек сам придет с вопросом, на которые у тебя давно есть ответы. Как с детьми – бесполезно убеждать их любить книги, если ты сам не читаешь, быть счастливыми, если сам грустишь, не курить, если сам наделяешь смыслом эту привычку. Покажи своей жизнью полезность чего-то – и они скопируют – никто не убегает от здоровья и счастья.


Дополнительные материалы по теме:



В этом видео я очень коротко говорю, как я смотрю на возникновение симптомов (это выдержка из выступления на конгрессе): https://youtu.be/ED7ag0m6GYs


Здесь говорю подробнее об основах психосоматики и о том, что я писала выше: https://youtu.be/uLhe58vvkCs


Здесь я подробно рассказываю о конкретном методе работы (ЭоТ) с симптомом запора: https://youtu.be/XyTyvsMNRak


Плюс здесь, в моем блоге есть много чего ещё, иллюстрирующее вышесказанное.

Просмотров: 0

Клинический психолог

Психосоматолог

Консультант по Биологике

Исцеление воспоминанием

Эмоционально-образная терапия

© 2016 Мария Ракитина